Страхование гражданской ответственности

Этот вид страхования с 2003 г. обязательный, как и в большинстве стран.
Необходимость закона об обязательном страховании гражданской ответственности не вызывает сомнений — моральный климат в обществе намного улучшится. Финансовые последствия дорожно-транспортных происшествий и для пострадавших, и для виновников из порой катастрофических превратятся в заурядные житейские неприятности. Снизятся стрессовые нагрузки, снизятся потери времени на хлопоты по возмещению вреда, увеличится степень возмещения ущерба.


В наших условиях страхование гражданской ответственности становится жизненно важным для всех водителей — иначе в случае повреждения дорогой чужой машины, один бампер которой стоит средней годовой зарплаты, можно за всю жизнь не рассчитаться за нанесенный ущерб и придется садиться в тюрьму в соответствии со ст. 264 УК РФ. Учитывая серьезность ситуации, целесообразнее страховать гражданскую ответственность, а не свой автомобиль, если с финансами напряженно. Свой автомобиль может в крайнем случае и подождать с ремонтом, а за чужой расплачиваться приходится в жесткие сроки. Так пусть это сделает страховая компания.
В соответствии с законодательством, виновник дорожно-транспортного происшествия обязан возместить ущерб, нанесенный им в результате ДТП жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Для многих автовладельцев, особенно со средним или невысоким уровнем достатка, такие финансовые затраты не по карману, и они надолго тяжким бременем ложатся на бюджет всей семьи.
По договору страхования гражданской ответственности страховая компания принимает на себя расходы по эвакуации поврежденного автомобиля, по выплатам пострадавшим лицам, по их госпитализации а так же по оплате независимой экспертизы, проводимой для оценки нанесенного застрахованным лицом ущерба.
Для заключения договора страхования осмотр автомобиля экспертами не требуется.
Страховые риски:
— повреждение или гибель транспортных средств третьих лиц;
— повреждение или гибель имущества, находившегося в транспортных средствах третьих лиц;
— повреждение или гибель иного движимого или недвижимого имущества при столкновении с ними движущихся транспортных средств;
— смерть или утрата трудоспособности (временной или постоянной) третьих лиц.
Страховые тарифы не зависят от марки автомобиля. Они зависят от возраста и водительского стажа застрахованного лица. Базовые тарифы по ГО устанавливаются при условии, что возраст водителя больше 23 лет и стаж водителя больше 2 лет. Если возраст водителя меньше 23 или больше 60 лет, то стоимость полиса увеличивается. При страховании гражданской ответственности одновременно с риском «Ущерб» размер страховых премий по гражданской ответствености уменьшается.
При признании факта наступления страхового случая потерпевшим лицам выплачивается страховое возмещение в размере реального ущерба, причиненного их жизни, здоровью и/или имуществу, но не более страховой суммы по договору страхования (или не более установленного в договоре страхования лимита по одному страховому случаю).
Компенсация ущерба пострадавшему лицу производится в денежной форме — путем оплаты соответствующих счетов.
Договор может быть заключен в отношении транспортных средств, срок эксплуатации которых не превышает 10 лет (в случае первоначального заключения договора страхования). Договор может быть заключен на срок, кратный 1 месяцу — от 30 дней до 1 года.
Если страхуются все водители данного автомобиля — доверенные лица или сменные водители служебных машин, то все они должны быть указаны в договоре страхования. Если застрахованное лицо в полисе не названо отдельно, то считается застрахованным риск ответственности Страхователя — предприятия или частного владельца автомобиля.
Страховой полис (в Европе его называют «Зеленая карта») действителен только в случае ДТП для того, чтобы возместить материальный, физический и моральный ущерб потерпевшему. Ущерб оплатят тебе, если виноват другой водитель, или за тебя, если авария произошла по твоей вине. Но если виноват ты, то оплатят ущерб только потерпевшему, а ремонт твоей машины придется оплачивать самому.
В ряде стран приняты законы об обязательной финансовой ответственности виновника ДТП по возмещению ущерба потерпевшим. А финансовая ответственность может быть обеспечена не только страхованием, но и гарантией банка под залог имущества, специальным депозитом и т. д.
Например, закон об обязательной финансовой ответственности штата Калифорния, США, требует наличия у водителя, управляющего автомобилем, свидетельства о финансовой ответственности, гарантирующего возмещение материального, физического и морального ущерба, причиненного в случае возможного ДТП третьим лицам. Таким свидетельством признаются четыре вида документов:
Страховой полис, выданный страховой компанией, имеющей право деятельности в Калифорнии, на сумму не менее 35000 долл., в том числе 30000 долларов на случай смерти или ранения более чем одного человека и 5000 долларов на случай причинения ущерба собственности.
Свидетельство департамента транспорта штата о том, что собственник автомобиля внес в департамент депозит в сумме не менее 35000 долларов на случай необходимости возмещения ущерба в случае ДТП.
Гарантийное письмо от предприятия, имеющего разрешение заниматься бизнесом в Калифорнии, на сумму не менее 35000 долларов на случай необходимости возмещения ущерба в случае ДТП. На письме должно быть подтверждение банка. Фактически это — гарантия банка.
Документ о самостраховании, согласованный с департаментом транспорта штата. Имеются в виду полисы личного комплексного страхования от различных неприятностей (и от потери трудоспособности по болезни, и от различных причин ущерба), если в комплекс включена и финансовая ответственность в случае ДТП в формулировках, одобренных департаментом транспорта.
Первый и четвертый виды документов предпочитают частные собственники автомобилей, второй и третий — предприятия. Свидетельство о финансовой ответственности обязан обеспечивать собственник автомобиля — частное лицо или фирма. Управлять автомобилем может по доверенности любой водитель, но финансовую ответственность несет собственник.
Мой личный опыт показал, насколько удобно страхование гражданской ответственности. Страховые компании и ремонтные фирмы сами разбираются между собой, а водителям только сообщают результаты. Когда в Дании в меня сзади врезалась машина, да так, что меня спасли только ремень и подголовник, меня поразили сроки последующих событий и мое полное неучастие в них: от вызова полиции до эвакуации обеих машин прошло всего около часа, мне не пришлось, ни сразу, ни потом, ничего подписывать, никуда ездить, не пришлось нервничать и ждать. Через день позвонили из страховой компании с извещением о том, что мою машину восстанавливать невыгодно и они выплачивают страховку, уточнили номер счета для перевода денег, еще через день деньги поступили. Когда-нибудь так будет и у нас.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.