Антигели (депрессорные присадки к дизтопливу)

На российском рынке среди всех присадок, применяемых к дизельному топливу, наибольшее распространение имеют депрессорные присадки и диспергаторы парафинов. Использование депрессорных присадок является наиболее эффективным и перспективным путем повышения низкотемпературных свойств дизельного топлива и более рациональным и безопасным методом, чем добавление в них керосина или тем более бензина. Депрессорные присадки позволяют снизить допустимую температуру эксплуатации любого дизельного топлива, лимитируемую предельной температурой фильтруемости, на 10…20 °C, а также повысить эффективность топлива за счет вовлечения в состав более тяжелых фракций.


Температура фильтруемости (предельная) — температура, при достижении которой дизельное топливо забивает фильтр и перестает поступать в топливный насос высокого давления.
Следует отметить, что зимняя эксплуатация дизельного двигателя начинается с тех пор, как температура окружающей среды опускается до +5 °C. С этой температуры, если не предпринять соответствующих мер, появляются сложности с его запуском и эксплуатацией.
Условия эксплуатации дизельной техники в России дополнительно сопряжены с рядом особенностей, накладываемых качеством производимого и поставляемого на заправочные станции отечественного дизельного топлива. Из экономических соображений нефтеперерабатывающие заводы выпускают в основном летнее дизтопливо, составляющее около 90 % общего объема производства. На зимнее дизтопливо приходится менее 10, а на арктическое вообще около 1 %.
Поэтому в холодное время года нельзя быть абсолютно уверенным, что на АЗС под видом зимнего топлива не продается смесь зимнего и летнего или вообще чистое летнее топливо, что наиболее вероятно в осенний период.

Летнее дизтопливо отличается от зимнего большей концентрацией так называемых длинноцепочных молекул парафинов, которые начинают кристаллизоваться уже при положительных температурах. Помутнение дизельного топлива свидетельствует о том, что парафины начали выпадать в осадок.

Температура помутнения — температура, при которой в охлаждаемом в стандартных условиях масле или дистиллятном топливе появляется облако кристаллов парафина. Характеризует тенденцию вещества забивать фильтры или небольшие отверстия в холодную погоду.
Однако для дизельного двигателя наиболее важным является параметр предельной фильтруемости, так как при помутнении топливо еще способно проходить через фильтры. В этих условиях двигатель, хотя и с некоторыми перебоями, но продолжает работать до тех пор, пока не начнется агломерация — соединение молекул парафинов. Как только парафиновые агломераты достигнут размеров, сопоставимых с диаметром микропор фильтра тонкой очистки топлива, он будет заблокирован белым парафиновым гелем.
Дальнейшее охлаждение топлива до температуры застывания приведет к тому, что все содержащиеся в дизтопливе парафины полностью кристаллизуются и лишат его жидкотекучести.
В результате, горючее не будет поступать в цилиндры, двигатель перестанет работать, а все попытки запустить его будут безуспешны. Температуру, при которой фильтр перестает пропускать топливо, называют температурой предельной фильтруемости.
Значительно уменьшить содержание в дизтопливе длинномерных парафинов можно еще при перегонке нефти, когда для отгонки дизтоплива вместо температуры 180…360 °C применять температуру около 320 °C. В этом случае длинноцепочные парафины в топливо не попадут, но такого дизельного топлива получится почти в полтора раза меньше, а по стоимости оно окажется значительно дороже.
Также можно применять технологию депарафинизации, при которой с помощью карбамида или специальных молекулярных фильтров — цеолитов, происходит механическое отделение длинномерных парафинов.
Наиболее распространен в России более дешевый способ — применение специальных депрессорных присадок (антигелей). Молекулы депрессора оседают на кристаллах парафина и не позволяют им срастаться в агломераты с размерами более 3…5 мкм, которые будут задерживаться топливными фильтрами и приводить к отказу топливной системы двигателя. С понижением температуры, наоборот, молекулы депрессорной присадки создают искусственные очаги кристаллизации парафинов, притягивая их к себе. В обоих случаях кристаллов парафина оказывается больше, чем в солярке без депрессора. При этом размеры кристаллов намного меньше, и они не так быстро забивают фильтр тонкой очистки.
Депрессорные присадки (депрессия — понижение) к дизельному топливу (антигели) в основном состоят из алифатических и ароматических дистиллятов нефти, полимеров метакриловой кислоты или сополимеров этилена с винилацетатом.
Например, компания BASF поставляет на российский рынок депрессоры, основой которых являются сополимеры этилена с винилацетатом (торговая марка Keroflux).
Часто продаются топливные препараты с несколькими функциональными возможностями (например, diesel antigel & conditioner), что подразумевает наличие в присадке специальной добавки — кондиционера, способствующей нормализации и других свойств топлива, например цетанового числа.
Встречаются и более универсальные присадки (diesel fuel treatment), содержащие в себе обширный пакет функциональных возможностей. Они способны препятствовать превращению топлива в гель, очищают фильтры и форсунки двигателя, улучшают пуск двигателя при отрицательных температурах, снижают дымность, обеспечивают сепарацию воды и т. д.
Для улучшения стабильности топлива в процессе хранения при низких температурах вместе с депрессорными присадками используют также диспергаторы парафинов. Их применение, за счет взаимодействия с «модифицированными» парафинами, обеспечивает образование еще более мелких кристаллов с низкой склонностью к осаждению.
Ассортимент депрессорных присадок, представленных на отечественном рынке автохимии, очень разнообразен и при покупке необходимо ориентироваться не столько на название или производителя, сколько на описание или инструкцию по их применению.
При использовании антигелей следует помнить о следующем:
− универсальные присадки для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива менее эффективны, чем специальные антигели, так как снижается концентрация депрессорной присадки;
− оптимальная концентрация антигеля указана в инструкции, увеличение концентрации не улучшает свойства дизтоплива и положительного эффекта не обеспечивает;
− температура фильтруемости дизтоплива важнее температуры его замерзания;
− эффективность антигеля в значительной степени зависит от качества используемого дизтоплива (цетанового числа, температурных параметров и т. д.). При одновременном использовании сразу нескольких топливных препаратов необходимо учитывать их совместимость, чтобы избежать возможного антагонистического эффекта составляющих их различных поверхностно — активных веществ.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.